Казахстан. Автомобили и поездки.
До реорганизации КЛУБА раздел назывался
автомбили и поездки.
К чему это я? Да долго прикидывал - куда разместить этот репортаж - это не
Государство и не Политика (
тем более, что события происходили не в России),
не Спорт и не Активный отдых (какой уж тут отдых), не Безопасность и Криминал ...
Точнее, это все вместе взятое, а слово
дорога вполне подходит, если понимать
его не как твёрдое полотно, а в значении ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ
Несколько дорожных зарисовок не претендующих на целостный рассказ. Как в песне
Высоцкого "Парус" - набор беспокойных фраз ...
Понедельник. вечер. Звоню вице президенту федерации воздухоплавания по, в общем
незначительному поводу. Тот "отмахивается":
- Извини, не могу отбываю в Казахстан приборы с аэростата сбрасывать.
- А-а-а, это та поездка, что в прошлом году сорвалась и из-за чего я новый загранпаспорт получал
... Ну, тогда удачи вам.
Прошло 4 часа. Звонок.
- Я тут подумал .., ты нам в команде нужен... лететь через 3 дня.
* * *
Крайний раз из Домодедово я летал уже несколько лет назад.
В Сочи, в Красной Поляне на лыжах покататься. При досмотре (
тогда) у меня был изъят
маленький нож "Victorinox", за которым потом пришлось потом специально ехать.В салон самолёта
взять не разрешили, а багаж уже "уплыл".
Помня об этом в багаж сдал вообще ВСЁ. Тем более, что в багаже было [url] несколько
радиостанций и другой электронной
хрени.
Для отлетающих за "бугор земного шара" - отдельный зал. Примечательно, что для граждан
с биометрическими паспортами - отдельная очередь в отдельный турникет. Вывеска с
соответствующим значком (
как и на самом паспорте) имеется. Эта очередь идет примерно
втрое быстрее.
Глядя на мой помятый вид, отсутствие вещей и грустные "научные" глаза пограничник(
ца)
задает один сочувственный вопрос: "В командировку ?" ... что-то бубню в ответ и прохожу
на "раздевение-разувание"...
...4 полёта туда-сюда, туда-сюда на "Boieng 737" всех модификаций (300, 500, 800, pardon кроме 400). Боьше всего
понравился самый маленкий 500-ый. Во время одного из перелётов попали в приличную болтанку,
минут 10 трясло изрядно, экипаж потребовал всем пристегнуться ...
Ты как хочешь: пиши не пиши,
Только вслед мне рукой помаши.
Самолет, мой отчаянный друг,
Высоту набирает звеня.
Самолет улетает на юг,
Где давно ожидают меня
Азиатские желтые реки,
Азиатские белые горы,
Раз увидел - так это навеки,
А забудешь - так это не скоро.
Азиатские пыльные тропы,
Азиатские старые люди,
И кусочек моей Европы
У пропеллера в белом блюде... (Ю. Визбор)
За очень небольшое время перодолено более 15 тыс км. Из них 12 тыс. на самолётах
и более 3х тыс. на автомобилях. Москва - Алма-Ата - оз. Балхаш (Приозёрск) -
пустыня Бетпак-Дала (10-ый государственный полигон Сары-Шаган)...
Казахстан. Алма-Ата. Погранконтроль. Пограничник(
ца), считывая биометрический паспорт:
- О! Первый раз в Казахстан!
Сказано это было таким тоном, что можно было подумать - попасть в Казахстан священная
обязанность любого родившегося на планете Земля. И как это я, так припозднился с исполнением
этого можно сказать долга.
- Да нет, не в первый, был уже в 93-ем.
Пограничник(
ца) почти разочаровано: "Обязательно зарегистрируйтесь в течении 5-ти дней".
Штраф за отсутствие регистрации изрядный ~ 800$
Назарбаев - Биздын Елбасы чаво, чаво ? (
Назарбаев - наш президент)
Алма-ата. 17 лет спустя.
Алма-Ата самый крупный город Казахстана, хотя уже и не столица.
Столица перенесена в Астану /
переводится как Столица/ (бывший Целиноград).
Меня встречают. "Хрупкая" женщина - пилот. Зовут Галина.
Обладательница рекорда Казахстана по продолжительности полёта на тепловых аэростатах.
Разница времени в 3 часа + перелёт 5 часов сказываются - голова гудит.
Очень раннее утро, но автомобилей на улицах (уже/ещё) )очень много.
Автомобилей Российского производства практически нет или крайняя редкость. Большая часть
автотранспорта дорогие, но сильно б/ушные иномарки. Много "мерс-ов", пресижных Тойот.
Огромное количество праворульных машин, впрочем как и наша машина, на которой нам предстоит
перемещаться.
Количество микроавтобусов "Mitsubishi DELIKA" поражает воображение. (Кстати, самый близкий
"родственник" моего
ТАНКА - собственно одно и тоже, за вычетом "кузова")
Создаётся впечатление, что почти весь выпуск этих микроавтобусов попал в Алма-Ату. Уже при совсем
финишном отъезде, по пути в аэропорт подсчитал - "DELIKA" попадается не реже раза в минуту.
Как и 17 лет назад впечатлила городская дождевая канализация - открытые бетонные желоба
между проезжей частью и тротуаром размером (
сечением) примерно 0,4 х 0,4 м. Не бойся пешеход (!)
- автомобиль тебя не "достанет". Тогда, в 93-ем удалось увидеть водостоки в действии (
дело было
летом и случился сильнейший ливень).
Деньги - теньге. Среднй курс 1руб.=4,6 теньге (на декабрь 2010). Качество "фантиков" (как банкнот)
- весьма низкое. Бензин А80-А95 - 85-115 теньге.
График поездки был исключительно плотный. Тем не менее удалось выкроить полдня и "пробежаться
по достопримечательностям". Городская смотровая площадка с канатной дорогой. Новые, только что
построенные к
Азиаде трамплины. Гондольная дорога Медео
урочище Чимбулак, Алма-Атинская плотина.
На последние "объекты" как горнолыжнику и пиротехнику хотелось попасть особенно.
Тело плотины, построенное одним из крупнейших за всю историю на планете неядерным взрывом
- грандиознейшее сооружение
_____________________________________
... 17 лет назад ... Идем вдвоём с американцем по Алма-Атинской улице. Внешний вид наш не очень - уже не
первый месяц крутим педали велосипедов по практически развалившемуся Союзу ... Проходим мимо
американского посольства. За оградой прилично одетый мужчина. Бросает на нас взгляд. У него явно
звериное чутьё, идентифицирующее соотечественников за океаном.
- Do yoi need heip? - кричит он нам из - за забора... После, меня долго беспокоил вопрос: могла ли
такая же ситуация случится с россиянином, где нибудь на другом континенте? ...
Алма-Атинская квартира. Экипаж - 2 человека, прибывший ранее и "ходивший в горы" для
высотной акклиматизации еще спит. Будим их - пора суетиться и готовиться к отъезду. Знакомлюсь
со штурманом из Новосибирска. Впрочем, он также и лицензированный пилот теплового аэростата.
А ещё он разработчик парашютных систем и "заядлый" парашютист - количество прыжков, включая высотные измеряется
4х значными числами.
В последующих беседах я его спросил - бывали ли случаи нераскрытия парашютов. .? .Бывали, аж 9 раз:
3 раза на серийных парашютах и 6 раз на парашютах собственной разработки .... Изрядная часть взрослой
жизни в
Войсках
Дяди
Васи. Глубокие "бездонные глаза". Седые борода и волосы. Внешность арабского моджахеда :-)
Из-за чего постоянные проблемы с местной
милицией полицией.
Всё на бегу. Зазоров по времени почти нет.
Едем на вокзал. Встречаем оставшихся членов экспедиции (собственно руководителя и представителя
заказчика), Едут поездом, везут высотное кислородное.оборудование (именно поэтому нельзя самолётом).
Погрузки-разгрузки-перегрузки ..., снаряжения много.
Отправка экипажа поездом до ст. Сары-Шаган (~ 15 км от Приозёрска). Ехать им по "чугунке" километров 500.
Выезжаем и сами. Нам также предстоит преодолеть более 500 км
по основной федеральной трассе (М125)
Алма-Ата - Астана, почти полностью идущей по ненаселённой степи.
Выезд из города был выбран неудачно - выходной день, дорога идёт через строительные рынки, всё забито
автомобилями.
30-40 км от города. Все строения исчезают, горы, сквозь дымку, едва видны на горизонте,
степь ... едва припорошенная снегом при первом заезде и со снежным покровом при повторном заезде.
До горизонта - белая равнина, иногда с сопками.
Иногда попадаются "смешные" автомобильные знаки.
"Смех" заключается в том, что на ближайших 100-150 км не только ёлочки, но и вообще ни одного деревца нет.
Здесь вам не там, это вам тут :-) здесь Вам не "маленькая" Германия, где по стандартам, введённым Гитлером
заправки должны быть на дороге не реже чем через 25 км. Здесь Вам Казахстан - государство входящее
в мировую десятку по величине территории. Причём, более половины этой территории - степи, пустыни и
полупустыни.
Буксируем большой прицеп с воздушным шаром (тепловым аэростатом), расход топлива
большой. Везём с собой канистры 20 и 30 литров. Приходится пользоваться. С соляркой по
интернет-рассказам ещё хуже. Автомобилей на трассе почти нет.
До горизонта пустынно и бело. Ощущаешь себя молекулой во вселенной - и это еще федеральная трасса ...
то ли ещё будет. Финишная треть пути до Приозёрска в кромешной темноте.
Приозерск расположен на полуострове, сильно вдающемся в оз. Балхаш. Как сказано в фильме "Закрытое небо"
- самое секретное место на планете.
На картах отсутствует до сих пор .
По сведениям
ВИКИПЕДИИ до 2005 года совершенно закрытый город, с 2005 года (после удачных пусков системы ПРО
и вывода в Россию соответствующих частей) город стал в общем открытым, но на въезде, на посту ГАИ всех приезжающих подвергали переписи.
С 2009 года "перепись въезжающего населения" не проводится.
На въезде, на посту ГАИ нас остановили (номера на автомобиле Алма-Атинские), поговорили в водителем, этим и ограничились.
Note: За то время , что я писал этот репортаж текст статьи о Приозёрске в Википедии поменялся 2-3 раза, причём существенно.
Сказать что состояние города плачевное - не сказать ничего. От когда то огромного гарнизона с полной городской инфраструктурой
и населением ~ 45 тыс человек осталось около 5ти тыс. человек.
Город - как город продолжает умирать. Российские части понемногу покидают его.
Серьёзным "сдвигом" (
не в лучшую сторону) в городской жизни явилась передача городского коммунального хозяйства от
Российских военных местным властям..
Отдельные объекты арендуются Россией у Казахстана. В городе совместно существуют как Российские, так и Казахстанские
воинские части.
Номера Российских автомобилей - 94RUS, 92RUS.
Казахстанские военные номера - так же черные с белыми цифрами и пятиконечной звездой в начале номера.
Странно - комичная сложилась с членом нашей команды Галиной. Сама она русская, гражданка Казахстана
(
по казахски не говорит - в стране 2 государственных языка), находимся мы в Казахстане, на арендованной
Россией территории, собираемся проводить работы
НЕ являющиеся секретными ... Для её доступа потребовалось
совместное согласование ФСБ и КНБ... бр-р-р...
По всему городу установлены "монументы" - как и во всех гарнизонах во времена СССР. Здесь это в основном
ракеты ПВО и ПРО. Ну и такие тоже.
Гостиница в городе одна - "Прибой", но мы все живем в частных квартирах-гостиницах. Огромная гостиница
"Россия" - в плачевном состоянии, хотя в вышеуказанном фильме (
2005 год), гостиница (на заднем плане)
ещё с окнами.
Пациент скорее жив чем мёртв, нет - пациент скорее мёртв чем жив
мультфильм о Буратино
Попутешествовал много. Нет, нет ни в Антальи, ни в Шарм Эль Шейхе не был, хотя до до туда, даже ближе чем до
Приозёрска, да и добраться проще (это я оставлю на потом когда из меня совсем песок посыпется, чтоб следов
на пляже не оставлять, пока интереснее перекусывать на "ящике для гранат" :-)