Небольшой тестик:
http://www.businesstest.ru/test.asp?id_test=310
«Он не такой как все, он особенный!»
Тинькофф
«Вы любите ли сыр?» –
спросили раз ханжу.
«Люблю, - он отвечал, -
Я вкус в нем нахожу!»
Козьма Прутков.
Выбор темы для статьи не случаен. Офисный снобизм стал частым явлением на корпоративной сцене. В этой статье мы попытаемся разобраться с тем, насколько оправдано такого рода поведение и чем оно вызвано. Почему, зачем, когда и как становятся офисным снобом? Да или нет? Каков будет Ваш ответ на вопрос «Являетесь ли Вы офисным снобом?»
Что такое офисный снобизм?
Снобизм это особая манера поведения, взгляды, манеры. У снобов демонстрация собственного достоинства и собственной значимости – одна из основных черт поведения. Сноб всегда заметен и/или делает себя заметным, с этим связаны и особые манеры подачи себя. Манеры помогают демонстрировать достоинство, подавать себя. Палитра снобистского поведения может быть широкой - от эпатирующе дурных, до вызывающе изысканных манер, все зависит от воспитания и «породы сноба». При крайних проявлениях снобизма особая манера поведения проявляется во всем: то, как он ходит, как он смотрит, пьет чай, все делается с «особой миной» и чувством собственной значимости. Никто не будет сомневаться, что в его чашке Особенный чай, даже если он из пакетика.
Другой, менее заметной внешне, но всегда воспринимаемой на неосознанном уровне, чертой поведения сноба является то, что основным способом возвышения себя для него является принижение, обесценивание других. Снисходительно-презрительное выражение буквально прирастает к лицу сноба. Как правило, у каждого сноба есть свита – те, кого он «отличил от плинтуса» и «дозволил приблизиться к кругу избранных». И есть группа людей, которые его «не переваривают». Как правило, это те, за чей счет сноб самоутверждается, на ком он оттачивает свое остроумие и изредка те, кому поведение сноба претит в силу хорошего воспитания.
Такое поведение может быть как врожденным («впитанным с молоком матери»), так и благоприобретенным, осознанным выбором (чтобы не «дергали», не растрачиваться впустую), или же просто подражанием неким «кумирам», а иногда и просто только самовлюбленность.
Разновидность, которую мы будем условно называть «офисным снобом» выделяется из массы других офисных обитателей. Он не такой как все, он особенный. Офисный сноб умеет позиционировать себя в коллективе. Сноб -человек с претензией. С претензией на особое к себе отношение. И даже в офисе и именно в офисе. Он соизволил выйти из дома, чтобы поработать на Вас (или с Вами), за одно это Вы должны оказать ему должное внимание и создать наилучшие условия. И поэтому работу себе он будет выбирать по особым критериям.
При выборе места работы из уст офисного сноба может прозвучать: «Обычно я работал на Macintosh (вздох)…. (царственное снисхождение)…., но и на PC тоже работать можно, ничего страшного (снисходительная улыбка)». Офисные снобы уверены, что Такие Выдающиеся сотрудники, как они, недолго останутся на посредственных должностях. Они умеют выделяться и изображать свою значимость, иногда намерено преувеличивая, и раздувая ее. Они считают, что априори рождены, как минимум, для кадрового резерва компании. При этом офисные снобы действительно могут быть хорошими специалистами, что вынуждает компании принимать их правила игры.
Столичный офисный сноб может не захотеть ехать в отдаленные края, если эта поездка не является ключевой для его карьеры или весьма содержательно важной для Его работы (при этом не всегда учитываются интересы компании). Например, на совещании одной компании идет живое обсуждение, кто поедет в командировку в достаточно отдаленное от «офиса» место (для России это актуально, мало кто хочет ехать в уездный город). Все «выездные» сотрудники среднего звена, работающие с регионами, на момент обсуждения находятся «в полях». Поэтому была предложена кандидатура ведущего сотрудника компании, известного и заслуженного специалиста в своей области, известного сноба. В ответ из его лениво приоткрывшихся уст прозвучало: «Я не чемодан, чтобы меня произвольно перемещать в пространстве!».
Разновидности офисного снобизма.
Существуют разные виды офисного снобизма. От секретарского снобизма (и представителей других вспомогательных специальностей, водителей и т.п), специалистов, ведущих специалистов и даже топ менеджеров. Согласитесь, снобизм топ менеджера качественно отличается от снобизма специалиста и тем более секретаря, как по содержательным проявлениям, так и по возможным последствиям.
Можно говорить о разных степенях снобизма: от его полного отсутствия до гипертрофированных форм. Именно эти неадекватные проявления вызывают недоумение, смех, обиду, раздражение и могут испортить репутацию не только отдельному человеку, но компании в целом. Например, та секретарша, которая считает ниже своего достоинства подавать кофе гостям офиса, предлагая кофе только постоянным или VIP клиентам, не задумываясь о том, что она могла бы внести свой вклад в приобретение нового клиента и формирование позитивного имиджа компании: «Я здесь для другого, я Ассистент руководителя!». Или другой пример: молодой специалист (только закончивший престижное профильное высшее учебное заведение) претендующий на работу сразу с ключевыми клиентами компании и участие в крупных проектах. На собеседовании такой кандидат заявляет, что через год намерен стать начальником отдела, у него неадекватно завышенные зарплатные ожидания. На вопрос: «Какие качества помогут Вам этого добиться?», он, скорее всего, ответит: «Я закончил МГУ (МГИМО, и т.п.)!!!», как будто этим все сказано. Офисный сноб может запросто сказать рекламному агенту: «Мы и так слишком известные, чтобы рекламировать себя!» или партнеру «А у Вас шоу-рум в подвале?!… а … ну-ну…, ну пройдемте»
Опасен и снобизм опытного специалиста менеджера, который может не прислушиваться к мнению более молодых коллег только потому, что считает «что у них еще молоко на губах не обсохло». В данном случае офисный снобизм сродни армейской дедовщине.
Невозможно охарактеризовать снобизм как однозначно позитивное или негативное явление, все зависит от его интенсивности и уместности в данной корпоративной среде и ситуации. Изредка снобизм бывает даже полезен. Например, в случае, если среди клиентов тоже очень много снобов, которые признают «только своих» и выбирают поставщика по «степени надутости щек». Компании, которая попытается строить с такими «персонажами» партнерские отношения, а не «меряться бицепсами», придется нелегко. Снобы-заказчики с большой вероятностью примут «отсутствие понтов» за слабость. В этом случае «с волками жить – по-волчьи выть». Так что ради таких случаев можно держать в компании одного-двух снобов. Могут пригодиться.
О мелочах подробнее.
Чтобы подчеркнуть собственную значимость, сноб окружает себя массой условностей. Но чаще всего все эти условности не столько подчеркивают исключительную личность сноба, сколько служат ее заменой. Ведь снобизм – это производная от огромной неуверенности в себе и столь же огромных амбиций, жажды славы.
Как театр начинается с вешалки, офисный снобизм, может начинаться с чашки! Чашка должна быть своя и обязательно стильная, желательно фарфоровая, еще желательнее – из костяного фарфора и известной марки (например, Villeroy & Bosh). Можно, конечно, встретить сноба, который завел себе фаянсовую чашку, но тогда это будет исключительно модная дизайнерская вещь. Никаких животных или рекламных надписей на чашке сноба быть не может!!! Чашка должна подчеркивать статус владельца. Выше, выше над обыденностью.
Напиток, который наливается в эту чашку, тоже имеет значение. В самом скромном случае это будет коллекционный отборный зеленый чай, но скорее всего, заглянув в чашку офисного сноба вы обнаружите там мАтэ (не дай вам бог сказать матЭ, офисный сноб безоговорочно запишет вас в категорию «деревня!» на веки вечные), лапаччо, мокачино или что-то еще более экзотичное. Если сноб предпочитает кофе, «ниже эспрессо он не опустится». При этом вы обязательно услышите от сноба, что офисная кофе-машина готовит «просто отвратительный» кофе. Растворимый же кофе или кофе из автомата офисный сноб воспринимает как личное оскорбление.
Важный пунктик - питание сноба.
Сноб очень привередлив в еде. Угодить ему трудно, он всегда найдет чем остаться недовольным. Кстати, именно эти люди доводят в ресторанах официантов до белого каления непрерывными придирками. Рискованное поведение, если учитывать, что у официанта всегда есть возможность плюнуть такому клиенту в суп. Он скорее всего будет есть немного, но это будет особый ритуал. Ему несвойственно экономить на себе, на своем здоровье и на возможности получить удовольствие. Он гедонист. Если даже это будет просто бутерброд, это будет скорее часть имиджа, а не просто пища. Поэтому он будет маленький и очень, очень изящно упакован и стильно обернут салатным листиком. «В это время года я предпочитаю салат айсберг. Он достаточно вкусен и полезен для здоровья, натуральные витамины...»
- «Я просто вынуждена каждый день есть салат «Цезарь» в кафе N - жалуется девушка офисный сноб, - только потому, что в этом здании (где я работаю) больше нигде не готовят из натуральных продуктов. Не могу же я есть полуфабрикаты!», - на первых этажах здания находится как минимум 10 кафе…
Отношения с коллегами и образ жизни или «мухи отдельно, котлеты отдельно».
«Не принимайте вежливость за хорошее отношение!» – частый девиз офисного сноба. Под этим следует понимать следующее: «если сегодня Я никак не продемонстрировал вам свое превосходство, это еще не значит, что мы теперь на равных и у вас есть хоть какие-то основания считать Меня своим приятелем».
На корпоративной вечеринке (вне стен офиса) сногсшибательная девушка офисный сноб, хорошо отдохнула и повеселилась. Зажигательно потанцевала твист и латиноамериканские танцы с сослуживцем из другого подразделения, который оказался достойным танцором. Она искренне радовалась его присутствию и смеялась его шуткам. В понедельник молодой человек, решил продолжить знакомство. Он радостно подбежал к ней в коридоре при других сотрудниках и, пытаясь ухватить ее за локоток, возбужденно сказал «Здравствуйте, Оля!» и расцвел в улыбке. Ольга же удивленно приподняв бровь, и бросив беглый взгляд поверх очков, холодно и с достоинством произнесла «Здравствуйте», совершенно не изменившись в лице, проследовала к своему месту и занялась своими делами.
Кстати, офисный сноб не ходит обедать с кем попало. У него может быть небольшая компания избранных. По проявлениям это похоже на американское кино про колледж, где есть «элита», и все думают, как им хорошо и здорово, завидуют и мечтают оказаться с ними за одним столом.
У офисного сноба могут быть приятели по работе, именно приятели с которыми, если и можно провести нерабочее время, то полчасика для проформы, например, выпить чашечку кофе, бокал пива (один!) или стакан морковного сока после работы. И это не потому, что они необщительные, просто, как мы уже говорили «мухи отдельно, котлеты отдельно».
Даже комплемент в устах сноба звучит если не оскорблением, то явной издевкой: «О, деточка, какая миленькая у вас кофточка! … только вот помада к ней по оттенку не подходит».
Относительно разделения личной и офисной жизни, несмотря на то, что сноб заранее заявляет о желании работать в исключительно комфортных условиях, он никогда не будет создавать на рабочем месте домашний уют. Никаких семейных фотографий на рабочем столе! Это офис! Другой формат! Ничего личного…… хотя могут присутствовать статусные аксессуары - папье-маше ручной работы, маленькая серебряная кошечка, или непонятная обыденному сознанию сослуживцев компактная стильная конструкция из слоновой кости……
Когда офисный сноб находится в хорошем расположении духа, он готов быть «nice» и посвятить вас в некоторые подробности своей исключительно насыщенной духовной жизни, а также слегка просветить вас, чтобы вы не погрязли окончательно во мраке своего невежества. Кстати, обильное употребление иностранных слов (чаще всего английских) в речи вместо совершенно обыденных русских слов – тоже «почерк» офисного сноба. И это вовсе не значит, что он хорошо знает английский. Скорее это попытка выглядеть как человек, который настолько хорошо знает иностранный язык и так много практикуется в нем, что уже начал забывать русский.
Вернемся к «насыщенной духовной жизни» офисного сноба. Рассказывая о ней, он скорее всего будет давать вам понять, что он приближен к миру искусства/ моды/ шоу-бизнеса/ интеллектуальной или политической элите. Выходные офисный сноб проводит на модных презентациях, выставках культовых художников и фотографов, концертах заезжих звезд, наносит частные визиты знаменитостям или на худой конец занимается шоппингом в эксклюзивных магазинах. При этом вы никогда не услышите от сноба восторженного отзыва об увиденном или услышанном. Он скорее всего будет выражать вялое разочарование утомленного жизнью человека: «Спиваков в последнее время так опошлился! Конечно, это уже совсем не то, что было пять лет назад...», «В последнее время развелось столько нуворишей, что теперь очередь на Birkin стала раза в три длиннее. Я даже не стала заказывать себе третью, чтобы не смешиваться со всеми этими парвеню!». При этом весьма вероятно, что наш сноб не был на Спивакове, а продукцию Hermes видел только на картинках. Но все суждения сноба изрекаются с апломбом и являются истиной в последней инстанции. Дискутировать со снобом – пустая трата времени. Он скорее всего вас просто не услышит, а если услышит и ваш аргумент как-то пошатнет его позиции, он будет бороться своими любимыми методами, презрением, апломбом и снисходительностью.
Но гораздо чаще сноб не расположен вести беседы на отвлеченные темы. Какой бы работой или не работой не занимался офисный сноб, на его лице всегда должно быть отражено, что он занимается делами государственной важнос