Из казенной рассылки.
Уважаемые абоненты!
В последнее время участились случаи обращения абонентов и сотрудников Компании по поводу звонков и сообщений, предположительно поступающих от мошенников. Неизвестные, представляясь сотрудниками «Билайн», сообщают, что принадлежащий абоненту или сотруднику номер будет заблокирован и владельцу необходимо обратиться в «Билайн» по некоторому бесплатному номеру. При звонке на указанный «бесплатный» номер, отвечающий представляется сотрудником тех. поддержки «Билайн», после чего просит якобы для перерегистрации или подтверждения чего-либо ввести определенную последовательность цифр и знаков, в которую включен код услуги «Мобильный перевод». Целью мошенников является списание средств с номера абонента. Кроме того, если «бесплатный» номер зарегистрирован в другом регионе, звонок оплачивается по межрегиональному тарифу (если такой звонок совершает сотрудник, расходы несет Компания).
Мошенники используют сотовые номера как «Билайн», так и других операторов, в том числе зарегистрированных в других регионах. Часто эти номера используют в мошеннических целях лица, находящиеся в местах лишения свободы.
Виды мошенничества
Наиболее распространённые виды мошенничества, преследующие цель получить деньги с абонентов сотовых сетей, можно условно разделить на несколько групп. Внутри групп, в свою очередь, можно отметить разные способы изъятия денег у абонентов (заказ платных услуг; перевод денег на номер мошенника; перевод денег со счёта абонента на сервисы «мобильной коммерции»).
1. СМС-спам
«Лотерея»
Происходит путём звонка клиенту или отправки ему СМС. Мошенники представляются сотрудниками «Билайн», популярных радиостанций или телеканалов. Клиенту сообщают, что проводилась лотерея, и он выиграл приз. Для получения приза необходимо сообщить по указанному телефону секретный код не активированной телефонной карты оплаты, либо перевести денежные средства с помощью услуги «Мобильный перевод».
«У меня проблемы».
Наиболее распространённая схема мошенничества с помощью рассылки СМС-спама. Как правило, реализуется лицами, находящимися в местах лишения свободы. Массово рассылаются СМС-сообщения, например, с таким текстом: «Мам, у меня проблемы. Срочно положи 200 руб. на номер ххх-ххххххх…. Дома все объясню».
«Акция!»
Массовая рассылка СМС-сообщений о якобы проводящихся различных акциях: «Отправь 2 СМС на номер хххх и получи пакет из 50 СМС бесплатно!». Как правило, используется «короткий» номер одного из контент-провайдеров, что позволяет мошенникам быстро и анонимно выводить денежные средства.
«Ошибочно зачисленные деньги»
Клиенту приходит СМС, якобы о зачислении денег на счёт. После чего – СМС напрямую от мошенника: «Простите, ошибочно перевёл Вам 500 рублей. Верните, пожалуйста, обратно».
«Ну позвони же»!
Клиенту путём рассылки СМС предлагается позвонить на некий номер, являющийся на самом деле платным. Например, для оказания помощи нуждающимся, больным, в целях поиска доноров и т.д.
«У Вас изменился тарифный план».
Абонент якобы от имени оператора сотовой связи получает СМС-уведомление: «В Ваш тарифный план внесены изменения. Чтобы узнать подробности, отправьте СМС на номер хххх». В результате абонент отправляет СМС по специальному тарифу (до 500 рублей) на короткий номер.
«Вам пришла открытка».
Обычно данная схема запускается в праздники. Абонент получает текстовое сообщение, уведомляющее якобы о поступлении ММС-открытки от лица оператора или известного сервиса интернет-открыток. Получить открытку можно, отправив бесплатное сообщение на короткий номер. Как правило, открытка не приходит, но абонент данным (действительно первично бесплатным) СМС подписывается на некий периодический платный сервис, после чего деньги начинают списываться ежедневно.
«Ваша карта заблокирована».
Абонент получает СМС, содержащее текст «Ваша банковская карта заблокирована» и номер телефона, на который нужно перезвонить. Далее мошенник сообщает, что на банковском сервере произошел сбой и просит уточнить реквизиты банковской карты для устранения неполадок. Затем полученные реквизиты используются для покупок через Интернет.
2. Звонковый спам
«Мама, я сбил человека»
Звонящий представляется клиенту его знакомым/родственником, попавшим в дорожно-транспортное происшествие или в какую-либо другую сложную ситуацию. В коротком разговоре, как правило, сопровождающемся сильными шумами, дабы было тяжело распознать голос звонящего, злоумышленник сообщает, что его телефон разрядился, и звонить на него не надо. Одновременно просит помочь решить проблему (последствия ДТП и т.д.) и любым доступным способом перечислить денежные средства на определённый номер.
«Ваш сын задержан».
Более «жёсткая» форма предыдущего варианта, в последнее время встречается реже. Мошенник представляется сотрудником правоохранительных органов и сообщает, что родственник клиента совершил серьёзное правонарушение, и для того, чтобы избежать уголовной ответственности, необходимо передать значительную сумму денег. В процессе разговора, сопровождающегося сильными шумами, трубка на короткое время передаётся «задержанному», который судорожно бормочет что-то невнятное на тему «выручай, надо передать деньги, или меня посадят».
Так как суммы в данном варианте фигурируют крупные, то мошенники иногда не стесняются назначать личные встречи для получения денег.
«Ваш номер будет заблокирован»
Мошенники представляются сотрудниками технической службы «Билайн» и во избежание блокировки номера по причине смены программного обеспечения предлагают набрать некий специальный код, который на самом деле является комбинацией для осуществления «мобильного перевода».
«Эксклюзивное предложение».
Мошенники представляются сотрудниками «Билайн» и сообщают о том, что клиенту предлагается исключительная возможность сменить тарифный план на более выгодный. При этом даже сообщают, что операция платная, но «по специальным расценкам». После согласия клиента ему диктуется код «мобильного перевода».
3. Целенаправленные СМС-рассылки
«Есть работа».
Мошенники изучают сайты поиска работы и рассылают по обнаруженным там мобильным телефонам СМС «Вашим резюме заинтересовалось кадровое агентство, для подробностей предложения отправьте СМС на номер хххх». При отправке СМС на короткий номер с абонента списывается сумма по специальному тарифу.
4. Целенаправленный обзвон
«Друг, помоги, деньги заканчиваются».
Мошенники отслеживают газеты бесплатных объявлений, звонят по указанным в них телефонам и представляются людьми, якобы совершившими у клиента покупку автомобиля. Далее обычно происходит такой монолог: «Привет, это я. Помнишь, я у тебя «Ниссан» купил полгода назад? Сейчас вот попал в ДТП, деньги на телефоне заканчиваются, а надо звонить в страховую, туда-сюда… Кинь, пожалуйста, мне рублей триста».
«Вы должны денег банку».
Многоступенчатая, хорошо проработанная схема, совмещающая СМС и обзвон. Построена с целью создать у клиента иллюзию достоверности происходящего. Абонент получает СМС о том, что ему якобы отказано в предоставлении кредита неким банком (как вариант – наоборот, о том, что кредит одобрен). Примерно через месяц на мобильный телефон начинаются звонки системы голосового оповещения об образовавшейся задолженности и необходимости её погашения, с указанием номера телефона «банка». После звонка клиента в «банк» один из мошенников уточняет паспортные данные и подтверждает наличие задолженности. Далее в ходе разговора уточняется, не терялся ли клиентом паспорт, а затем для «ускорения проверки по единой базе платёжной системы» злоумышленник просит продиктовать данные имеющихся карт других банков.
5. Псевдолотереи
«Лёгкий выигрыш силой ума»
Схема распространена на мелких ТВ-каналах. Во время специальной «интеллектуальной ТВ-викторины» полуобнажённая девушка предлагает угадать очевидное слово, которое нужно сложить из нескольких букв (как вариант – поставить знак арифметического действия в формуле, дабы получился некий также очевидный результат). Для получения приза необходимо позвонить «в студию» на некий номер. Однако дозвониться невозможно, а при соединении с автоответчиком производится посекундная тарификация звонка на платный номер.
6. Мошенничество с использованием Интернет
«Неограниченное скачивание всего за 5 рублей».
Мошенники скрывают информацию о реальной стоимости платных СМС, используемых для получения кодов доступа к интернет-контенту. Например, будет указано, что стоимость услуг составляет 5 рублей (с маленькой сноской-«звёздочкой»). И только где-нибудь в неочевидном для посетителя месте сайта – комментарий о том, что 5 рублей это суточный тариф, а оплачивается сразу 3 месяца или полгода пользования.
«Раздень друга взглядом».
Мошенники предлагают несуществующие платные сервисы, например, определение местонахождения других абонентов, чтение чужих СМС, «мобильный сканер тела». Для получения доступа необходимо отправлять СМС-сообщения (одно или несколько) на специальный короткий номер. В действительности абонент ничего не получает, а в тщательно скрытой на сайте мошенников информации об условиях предоставления сервиса указано, что он «игровой».
«Платный антивирус».
Схема, имеющая несколько разновидностей. Общая черта – при закачке различных файлов (как правило, порнографических, хотя возможны варианты) в компьютер пользователя внедряются вредоносные программы. Обычно это навязчивые порнобаннеры или программы, блокирующие работу компьютера либо принудительно архивирующие имеющиеся на компьютере файлы. Для их удаления предлагается отправить несколько платных СМС (от 200 рублей). Один из вариантов – программы, сообщающие якобы о том, что компьютер заражён и предлагающие установить «новейший антивирус».
«А точно ли Вы можете это скачивать»?
Мошенники создают ложные файлообменные сайты. Под видом контент-архивов (фильмы, музыка, программы) на данных сайтах размещаются исполняемые файлы. Реально они не являются вредоносными, а просто препдставляют из себя «пустышки». Для распаковки архива клиенту сообщается о необходимости ввести пароль, для получения которого нужно указать номер мобильного телефона. Затем абоненту начинают поступать СМС с требованиями подтверждения возраста, страны проживания и т.д. Каждое подтверждение путём отправки СМС на короткий номер стоит несколько сотен рублей. По завершении процесса клиент получает искомый файл-«пустышку»...
«Дорогие игрушки».
Данному виду мошенничества подвержены абоненты, пользующиеся смартфонами и другими современными мобильными телефонами, поддерживающими Java. При скачивании на телефон заражённых специальным вирусом игр в программное обеспечение аппарата внедряется вредоностное Java-приложение, которое без ведома абонента рассылает СМС на платные короткие номера (как правило, также связанные с играми). Также могут рассылаться СМС и ММС по номерам из записной книжки телефона, с целью дальнейшей передачи вируса.
Что делается для борьбы с мошенниками
В «ВымпелКом» существует процедура реагирования на обращения абонентов, подвергшихся мошенническим действиям. Обращения принимаются лично (в офисах продаж и обслуживания), по телефону, факсу и электронной почте.
Все поступившие сообщения о признаках мошенничества ежедневно обрабатываются выделенным сотрудником Блока корпоративной безопасности. По выявленным номерам, с которых производился обзвон и рассылка СМС-сообщений:
* o проводится анализ трафика с целью подтверждения полученной информации;
* o выявляются абонентские номера других сетей связи в целях информирования их служб безопасности;
* o в системе корпоративной отчетности формируется файл «мошеннических номеров».
Подготовленная выборка номеров направляется в Дирекцию по обслуживанию клиентов, где на основании полученной информации готовятся письма-уведомления о нарушении условий заключенных Договоров.
Блокировка номеров осуществляется в случае поступления более двух обращений в отношении одних и тех же абонентских номеров, занесенных в накопительный файл. В рабочие дни процедура блокировки проводится в течение суток с момента поступления второго обращения. Обращения, поступившие в выходные или праздничные дни, а также после 14.00 в пятницу обрабатываются в первый следующий рабочий день.
На основании анализа сведений об абонентах заблокированных номеров ежемесячно готовятся информационные отчёты. Документы направляются в службы безопасности регионов для организации взаимодействия с правоохранительными органами.
Компанией в рамках своего проекта «Мобильная грамотность» проводится постоянное информирование клиентов о способах мошенничества и о том, как не попасться на уловки злоумышленников. В частности, производятся информационные СМС-рассылки, работает специальный информационный портал (бесплатный номер 068044). Кроме того, осуществляются публикации в региональной прессе, оперативно реагирующие на миграцию видов мошенничества по стране. Также практикуются «круглые столы» в различных СМИ, выступления руководителей региональных служб безопасности и служб безопасности филиалов на местных телеканалах, в том числе в специальных программах с участием сотрудников правоохранительных органов. На федеральном уровне «ВымпелКом» сотрудничает по данной проблеме с «Первым каналом».
На сайте проекта «Мобильная грамотность»
http://safe.beeline.ru размещены описания видов мошенничества, рекомендации о том, как защитить себя и близких от действий злоумышленников, а также различные полезные материалы, например, ссылки на бесплатные разблокираторы и ликвидаторы интернет-баннеров от Dr.Web и «Лаборатории Касперского».
Усложняется реализация мошеннических операций путём введения разумных технических и административных ограничений, не мешающих «нормальным» абонентам:
* o доработан функциона