На всякий случай (вдруг это будет интересно заглянувшим сюда каким-нибудь учащимся гражданам, да и ностальгия по былой преподавательской работе сказывается :) вот написал продолжение
пояснений физики движения тела с постоянной массой m в гравитационном поле неподвижного тела с постоянной массой M. Ниже будет ссылка на рисунки (файлы png) и на
видосики анимацию (файлы avi), сделанные с помощью Маткада, - для полной наглядности. Но сначала ещё порция теорминимума:
Что такое вектор ускорения
a, поясняет алгоритм получения формулы для
a по известной зависимости вектора скорости
v от времени t. По сути это определение понятия "вектор ускорения". Алгоритм состоит из трёх шагов:
1. Сначала надо написать выражение для изменения скорости д
v за какой-нибудь маленький интервал времени дt. (Слово "изменение" обозначают греческой буквой "дельта", которая выглядит как треугольник, но на клаве компа нет такой буквы, поэтому вместо неё здесь, на форуме, я пишу более удобную букву "д".) Вместо слова "изменение" говорят также "приращение", или "разность", или "difference" - всё эти термины означают одно и то же:
д
v = (
v в момент времени t+дt) - (
v в момент времени t)
2. Затем полученное выражение д
v надо разделить на дt. Величина дt считается маленькой, поэтому результат уже будет приближённо равен вектору ускорения
a. Знак приближённого равенства на клаве компа отсутствует, пишу вместо него знак ~ :
a ~ д
v/дt
3. Наконец, в полученном так выражении надо устремить дt к нулю; на практике в большинстве случаев это означает просто замену дt нулём. Этот шаг называется переходом к пределу со стремящимся к нулю интервалом времени: дt --> 0. В таком пределе два близких момента времени, t и t+дt, становятся совпадающими, поэтому считается, что результат относится к моменту времени t, и является точным:
a = д
v/дt при дt-->0.
Люди договорились для удобства обозначать весь этот трёхшаговый алгоритм одним равенством
a = d
v/dt
и называть его вычислением производной от
v по t. Таким образом, по определению, вектор ускорения
a есть производная от вектора скорости
v (как функции времени) по времени. Термин "производная" это сокращение двух слов: "производная функция".
Это определение показывает также, как решать обратную задачу: как находить вектор скорости
v (как функцию времени) по известной зависимости вектора ускорения
a от времени. Идея вот какая:
Из приближённого выражения на шаге 2 видно, что, умножив известный вектор
a на дt, мы получим (приближенно) вектор приращения скорости:
a·дt ~ д
v
Затем подставив это изменение скорости в равенство из шага 1, можем выразить скорость в более поздний момент времени через скорость в ранний момент времени:
(
v в момент времени t+дt) = (
v в момент времени t) +
a·дt
Равенство это приближённое. Однако оно тем более точное, чем меньший выбран интервал времени дt.
Затем полученный так вектор скорости
v для момента времени t+дt мы берём на роль "скорости в ранний момент времени", и повторяем аналогичный расчёт с вектором
a для более позднего момента времени. Тем самым мы получаем скорость для ещё более позднего момента времени: получаем
v для момента времени t+дt+дt. И так далее.
Двигаясь так маленькими шажками дt по времени, приближённо находим скорость в дискретные моменты времени, отличающиеся от начального момента на 1·дt, 2·дt, 3·дt, и т.д. Это называется приближённым интегрированием. Чем меньше шажок дt, тем больше таких шажков придётся совершить, и тем точнее будет результат. В математике доказывается, что в пределе с дt-->0 (при этом количество шажков стремится к бесконечности) результат становится точным; об этом говорят так: скорость
v есть интеграл по t от ускорения
a.
Для такого расчёта скорости (как функции времени) надо знать зависимость ускорения
a от времени и, кроме того, надо задать самый первый "ранний" вектор скорости - начальный вектор скорости, его я буду отмечать штрихом:
(
v в какой-то начальный момент времени t') =
v'
Совершенно аналогично вектор положения
r движущегося тела связан с вектором скорости
v. Вектор положения, называемый также "радиус-вектором", это воображаемая стрелочка, проведённая из начала координат в точку, в которой находится тело в данный момент времени. Вектор скорости
v по определению есть производная от вектора положения
r:
v = d
r/dt
Эта формула символизирует алгоритм вычисления вектора
v по известной зависимости вектора
r от t (совершенно аналогичный указанному выше алгоритму вычисления
a по известной зависимости
v от t):
1-й шаг:
д
r = (
r в момент времени t+дt) - (
r в момент времени t)
2-й шаг:
v ~ д
r/дt
3-й шаг, переход к пределу:
v = д
r/дt при дt-->0.
Это определение показывает также, как решать обратную задачу - как находить вектор положения
r по известной зависимости вектора скорости
v от времени:
r есть интеграл по t от
v. Приближённый расчёт для моментов времени, отличающихся от начального момента на 1·дt, 2·дt, 3·дt, и т.д. можно делать последовательным вычислением новых положений тела через старые:
(
r в момент времени t+дt) = (
r в момент времени t) +
v·дt
Для такого расчёта надо знать зависимость
v от времени и, кроме того, надо задать начальный вектор положения - его я отмечаю штрихом:
(
r в какой-то начальный момент времени t') =
r'
Реализацию всех этих общих соображений применительно к вычислению траекторий в поле тяготения неподвижного источника гравитации подробно описал здесь:
Увеличить
Наконец, вот ссылка на папку trajectories на яндекс-диске (там в файлах png-рисунков показан общий вид траекторий, причём на вставке с изображением линзы указано начальное положение и вектор начальной скорости в увеличенном виде (линза и фигурка человечка там, увы, не моё художество, скопипастил из известной замечательной
книжки :-). В avi-файлах с такими же номерами, как и номера png-файлов, показана динамика движения по траектории с данными начальными условиями: можно непосредственно видеть, как меняется скорость с изменением расстояния до центра притяжения. Начальные условия приведены и в названиях avi-файлов):
https://yadi.sk/d/prpAvRpwKPO60Q
(графики траекторий и анимация)