Рдейский монастырь.
Из Vечных странствий возвратясь ... чушь - из
вечных странствий не возвращаются ...
Существуют на свете места, попав куда, пусть даже и случайно возвращаешься вновь и вновь.
Ну, тут я чуть переборщил - попасть в Рдейский монастырь
совсем случайно НЕЛЬЗЯ - место труднодоступное в самом прямом смысле: с трех сторон полуостров, на котором стоит монастырь окружён водами Рдейского озера, с четвёртой "сухопутной" стороны - труднопроходимое болото.
Вся территория входит в состав заповедника (национального парка) "Рдеева(ская) пустынь" - уникальная система болот и озёр - что накладывает свои административные ограничения.
Казалось бы - приплывём на лодке ... ан нет - со всех сторон берега озера так же сильно заболочены. "Тащить" лодку до воды по непроходимому болоту придется несколько километров ... Технически добраться проще всего зимой - когда ВСЁ - и болото и озеро замерзли. На лыжах, на колёсах, снегоходах. (Летом на колёсах не удалось ещё ни кому !).
Зимы вот только стали теплыми ... Прошедшая зима 2008-2009 - первая за несколько прошедших лет, когда болото замёрзло. Удалось завезти хоть сколько то стройматериалов - крышу восстанавливать.
Немного истории. Монастырь как поселение отшельников известен с XVII века, более ранние сведения теряются в бездне веков...
Во второй половине XIX века начались поиски "спонсора" и средств на строительство "капитального сооружения" монастыря. Поиски продолжались 20 лет. Средства были найдены - пожертвования одного из купцов (по тем временам "сумасшедшие" деньги - если не ошибаюсь ...(?) тыс. рублей, видимо, ошибаюсь :-). Материалы завозились зимой. Постройка была проведена весьма быстро (даже по современным меркам).
Для своего времени это был наиболее технически оснащённый монастырь. Отопление - паровое (!), котёл до сих пор сохранился.
Внутреннему и внешнему убранству могли позавидовать храмы обеих Российских столиц.
По болоту были проложены гати. На праздничные службы собиралось по 500 человек ... Но "многая лета" монастырю не была уготована
... 1ая Мировая ...
... революция ...
... 1937 год ...
... 2ая Мировая ...
...
Хорошо сохранились мраморные резные иконостасы, практически все кованые (резные) решётки на окнах (их невозможно украсть!). Во многих местах цела ещё родная штукатурка (во строили!), местами облицовка голландской плиткой.
Росписи по стенам, правда, являются в основном новообразованиями антропогенного происхождения...
В этом году впервые удалось попасть на главный купол (точнее его каркас) - занятие не для слабонервных и с хорошей физической и технической подготовкой..
С чего начались мои поездки в столь неблизкий край?
Может с этой карты:
генеральная карта Псковской губернiи
Съ показанiем почтовыхъ и большихъ проъзжихъ дорогъ, станцiй и разстояниянiя между оными верстъ
Сочинена по новъйшимъ и достовърнымъ свъденiямъ въ С
т Петербурегъ 1820 года
Полная карта
<ЗДЕСЬ>
Видимо, нет, не с этой карты начались мои поездки - и карта появилась после первой поездки, да и на момент составления "наиподробнейшей карты" самого здания монастыря ещё не было. В общем где-то что-то увидел, где-то что-то услышал - и оказался в "болоте".
Сейчас, раз в год, местная администрация с целью поиска средств и привлечения внимания проводит ежегодную экспедицию (хадж? паломничество?) - проезд на ГТСках и перелёт мотопарапланов.
Место старта - пос. Каменка в ~ 15 км от г. Холм. Как уже упомянул, этой зимой было холодно и, впервые за несколько лет прошла колёсная техника, впрочем без поддержки "гусениц ", на колёсах также самостоятельно особо никто не суётся болото есть болото.
1.
Место старта, подготовка, сборка летательных аппаратов.
Могучие сердца "Карлсонов".
В этом году двое участников добирались до места старта "своим ходом" - по воздуху:
один из Пскова (!) на мотопараплане, дугой - мой друг-пилот, призёр чемпионатов России по тепловым аэростатам - на "мотодельтике" - из Великих Лук.
почти по Ю. Бондареву - "Горячий снег"
Два слова о радиосвязи. Единая частота вызова/связи назначается организаторами.
В 2008 году это было - 144,100 Мгц, в этом (2009) году - 145.975 Мгц.
2.
Это ещё не болото - это просто дорога.
3.
Болото самое начало
4.
Перемещение по болоту/над болотом в "тяжёлые" года.
Не всегда всё гладко. Случаются эксцессы.
После вынужденной посадки до начала болота пилот ещё может взлететь.
Приземление в самом болоте такого шанса уже не даёт, "летательный аппарат" оставляют и забирают на обратном пути (
если "вынужденная" по пути "туда")
Некоторые путешественники (я не исключение) считают
это болото одним из самых непроходимых в Европе.
Труднодоступный Рдейский монастырь расположен на восточном берегу озера Рдейское. Таким образом, монастрырь, сам находясь в сухом высоком месте, омывается с трёх сторон водами Рдейского озера, а с четвёртой окружён самым непроходимым в Европе болотом.
взято отсюда:
http://zhurnal.lib.ru/p/polyhaew_i/blackhawk.shtml
С гусеничной техникой также случаются неприятности - застревает, рвутся гусеницы. Под травянисто-водяной жижей могут оказаться старые брёвна.
В 2007 году на одной из ГТС-ок при возвращении гусеница рвалась 2 раза. Ремонт по колено/пояс в жиже.
При застревании - надежда только на соседнюю ГТС-ку и на себя самого. Припасённое бревно (
или 2 бревна по очереди) подвязываются к обеим гусеницам и ... вперёд/назад ... при появлении бревна с другой стороны ... процедура повторяется
Не смотря на замёрзшее болото, 2009 год не оказался исключением. Одна из ГТС-ок при возвращении провалилась "под лёд болота" - самостоятельно выехать не смогла - тащили.
Ох нелёгкая это работа из болота тащить бегемота.
.
Вообще, перемещение в сторону монастыря в этом (2009) году порождало ассоциации с документальными фильмами о войне при массовом наступлении по всей линии фронта - люди, различная техника, авиация куда-то движутся в одну сторону ...
На линии горизонта над кромкой леса уже видны купола монастыря.
Последние метры, уже по "твёрдому" грунту также нелегки.